Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
PDF Печать E-mail
28.02.2023 13:40

Прокуратура района разъясняет

Уголовная ответственность за распространение сведений о частной жизни лица

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

За нарушение неприкосновенности частной жизни установлена уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса РФ. К сведениям о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудиовидеозаписи, выписки из медицинских документов, иные материалы. Преступление может совершаться путем: незаконного собирания без согласия человека сведений о его частной жизни, которые составляют его личную или семейную тайну; незаконного распространения таких сведений без согласия человека; распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.
Под собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом.
Преступным распространением сведений является любое незаконное или без согласия человека их доведение до хотя бы одного иного лица. К незаконному распространению сведений могут относиться случаи доведение до сведения других лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) информации о частной жизни человека, когда он не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, аудио либо видеоматериалов в СМИ или сети Интернет. Исключение составляют действия должностных лиц правоохранительных органов, реализуемые в рамках закона (об оперативно-розыскной деятельности, о полиции и т.п.).
К числу наказуемых относится совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, а также незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети Интернет, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.
За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность максимальное наказание по которой возможно в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Осторожно! Телефонное мошенничество!

Несмотря на предупреждения правоохранительных органов и частые сообщения в СМИ о фактах телефонного мошенничества, граждане независимо от возраста и социального положения, продолжают попадаться на уловки «телефонных мошенников».
Множество преступлений составляют хищения, совершаемые путем телефонных звонков под видом представителей финансово-кредитных учреждений и сотрудников правоохранительных органов.
В большинстве случаев «телефонные мошенники» сообщают гражданам о попытках якобы незаконного оформления кредита и под предлогом отмены сомнительной операции выясняют реквизиты банковских карт либо убеждают перечислить денежные средства на указанные ими расчетные счета.
Указанные действия подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации – мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких: не следует сообщать звонившему, кем бы он не представлялся, персональные данные и коды, поступающие посредством СМС-сообщений, а также иные сведения личного характера. При поступлении такого телефонного звонка необходимо незамедлительно прекратить разговор.
Кроме этого необходимо иметь ввиду, что представители правоохранительных органов и банковские работники в ходе осуществления звонков по телефону не спрашивают персональные данные клиентов, номера банковских карт и сроки их действия, не просят установить программы на телефон, перевести деньги на другой счет или в другой банк.
При этом, сотрудники банка не имеют технической возможности переключать звонок клиента на другие организации: сторонние банки, правоохранительные органы.
В случае совершения в отношении Вас или Ваших близких мошеннических действий следует обращаться в органы внутренних дел. По сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях указанной категории, поступившим в полицию, проводятся проверки в порядке ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Законность принятых процессуальных решений в обязательном порядке проверяется органами прокуратуры.

 

О добровольном отказе от преступления
Встречаются случаи, когда лицо, принявшее решение совершить преступление, отказывается от своих противоправных намерений. В подобном случае речь может идти о добровольном отказе от преступления.
Статьей 31 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения преступления до конца. При этом добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
Добровольный отказ возможен только до окончания преступления. Добровольность отказа означает, что лицо прекратило дальнейшую преступную деятельность, осознавая возможность доведения ее до конца. Не может быть признан добровольным и, следовательно, устраняющим ответственность отказ, который вызван невозможностью дальнейшего продолжения преступных действий вследствие причин, возникших помимо воли виновного.
В случае совершения к моменту добровольного отказа от преступления деяния, содержащего иной состав преступления, за такое деяние лицо подлежит уголовной ответственности.
Отдельно в законе установлены основания освобождения от уголовной ответственности организатора, подстрекателя к преступлению. Такие лица не подлежат уголовной ответственности только в том случае, если они своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить, совершение преступления.
Если действия организатора или подстрекателя не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания.

Об уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
В соответствии со ст.14.16 КоАП РФ продажа алкогольной продукции несовершеннолетним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствие со статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, в случае неоднократного совершения данного деяния и наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В случае если у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), возникают сомнения в достижении совершеннолетнего возраста покупателем, продавец вправе потребовать документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя. К таким документам в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.05.2017 №1728 относятся:
• паспорт гражданина РФ;
• общегражданский заграничный паспорт;
• водительское удостоверение;
• временное удостоверение личности гражданина РФ;
• паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
• дипломатический паспорт;
• служебный паспорт;
- удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина РФ.
В перечень документов, позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые вправе потребовать продавец в этом случае, отнесены также: паспорт заграничный иностранного гражданина, либо иной документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве Российской Федерацией; вид на жительство или разрешение на временное проживание лица без гражданства; удостоверение беженца, а также свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; персонифицированная карта зрителя.
Ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами:
• на граждан до 2 тысяч пятисот рублей;
• на должностных лиц до 5 тысяч рублей;
• на юридических лиц до 100 тысяч рублей.
Положения указанной статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Наказание влечет конфискацию предмета административного правонарушения.

О порядке обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды

В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» установлен порядок обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.
В соответствии с указанным порядком, обследование проводится муниципальными комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления, на основании утверждённого плана таких мероприятий. Целью обследования является оценка приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей и обеспечения условий доступности.
Результаты обследования оформляются актом. После обследования комиссионно принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта жилого помещения или многоквартирного дома, в котором проживает инвалид.
Важным последствием такого обследования выступает то, что заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, является основанием для признания такого помещения в установленном законодательством порядке непригодным для проживания инвалида и, в случае наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ оснований, для постановки инвалида на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий.

 

Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти
Оскорбление представителя власти – это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может иметь словесную, письменную, изобразительную форму или заключаться в каком-либо оскорбительном действии.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распределительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Публичность оскорбления может выражаться по-разному: выступления на публике, высказывания в присутствии третьих лиц, публикации в интернете, распространение контента, листовок.
За публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением предусмотрена уголовная ответственность по статье 319 Уголовного кодекса РФ, наказывается штрафом до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.

Признание материалов экстремистскими
Федеральный законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» на территории Российской Федерации установлен запрет на распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Решение о признании материалов экстремистскими принимается судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Копия вступившего в законную силу решения суда о признании материалов экстремистскими в течении 3 дней направляется в Министерство юстиции Российской Федерации для включения сведений в Федеральный список экстремистских материалов.
После включения сведений о признании материалов экстремистскими в Федеральный список экстремистских материалов за распространение, производство или хранение указанных материалов предусмотрена административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ. Административная ответственность налагается:
- на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток;
- на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Наказание влечет конфискацию экстремистских материалов и оборудования, использованного для их производства.
Ответственность юридических лиц за оказание финансовой поддержки терроризму
Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за оказание финансовой поддержки терроризму.
Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, если они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, связанных с совершением террористического акта, содействия и публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, публичным оправданием терроризма или пропагандой терроризма, прохождением обучения в целях осуществления террористической деятельности, организации террористического сообщества и организации, и участие в них, захватом заложника, организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угоном воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, незаконным обращением с ядерными материалами или радиоактивными веществами, а также хищением либо вымогательством ядерных материалов или радиоактивных веществ, посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти, вооруженным мятежом, нападением на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, а также несообщение об указанных преступлениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей.
Физические лица за совершение действий, направленных на финансирование террористической деятельности, подлежат уголовной ответственности по ст. 205.1 Уголовного кодекса РФ. Лицо, совершившее указанное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

О новых правила разработки паспортов безопасности критически важных объектов
Правительством Российской Федерации 10.11.2022 издано Постановление № 2034 «Об утверждении правил разработки и формы паспорта безопасности критически важного объекта».
В соответствии с указанным постановлением паспорта безопасности разрабатываются для объектов, отнесенных к критически важным объектам на основании критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 1225.
Физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, эксплуатирующие критически важные объекты, до 1 декабря 2023 года организуют разработку и утверждение паспортов безопасности для критически важных объектов, принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином законном основании. Разработка паспорта безопасности осуществляется в соответствии с установленной формой.
В случае если 2 и более критически важных объекта, принадлежащих одной организации, эксплуатирующей критически важные объекты, размещены на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо на смежных территориях, расстояние между которыми составляет менее 500 метров, и являются неотъемлемыми технологическими частями, организация, эксплуатирующая критически важные объекты, вправе разрабатывать единый паспорт безопасности.
Паспорт безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях). Организация, эксплуатирующая критически важный объект, в срок не более 10 рабочих дней со дня утверждения паспорта безопасности направляет его в главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения критически важного объекта) для регистрации.
Срок регистрации паспорта безопасности не должен превышать 15 рабочих дней со дня его получения. После регистрации паспорт безопасности направляется в организацию, эксплуатирующую критически важный объект.

 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер