Печать
27.03.2020 15:49

Прокуратура района разъясняет

altО порядке обследования условий жизни детей с целью выявления информации об отсутствии родительского попечения
В целях повышения эффективности принимаемых мер по защите прав детей в настоящее время действует приказ Министерства просвещения РФ № 4 от 10.01.2019, предусматривающий порядок обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним и принятия мер по защите прав и интересов детей.
Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основанием для проведения обследования служат устные и письменные обращения граждан и юридических лиц, содержащие сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, в частности, в случаях болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
В ходе обследования подлежат:
состояние здоровья ребенка, его внешний вид;
удовлетворение базовых потребностей ребенка в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи;
режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту;
социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания по возрасту);
получаемое ребенком воспитание и образование;
состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком, наличие близких родственников ребенка, а также отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер и влияние на ребенка, структура доходов семьи;
жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок;
обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом;
наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию.
При проведении обследования должна обеспечиваться конфиденциальность полученных персональных данных граждан.
По результатам обследования в течение 3-х дней составляется соответствующий акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, копия которого направляется в орган опеки и попечительства.

 

Стандартный налоговый вычет на ребенка
Стандартный вычет на ребенка - это уменьшение суммы подоходного налога, которую ежемесячно вычитают из заработной платы.
Стандартные налоговые вычеты определены в статье 218 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Родители ребенка, на обеспечении которых он находится, имеют право ежемесячно получать стандартный налоговый вычет, размер которого составляет от 1400 рублей и более в зависимости от количества детей в семье. Вычет могут получать оба родителя одновременно.
В каждом случае при предоставлении вычета учитываются размер дохода родителя. Вычет предоставляется ежемесячно до тех пор, пока доход (зарплата) родителя, исчисленный с начала года, не достигнет 350 000 руб. Вычет предоставляется до достижения детьми совершеннолетия или 24 лет, в случае если они являются учащимися очной формы обучения, студентами, аспирантами, ординаторами, интернами или курсантами.
В повышенном размере вычет предоставляется на ребенка-инвалида, а также учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Получить налоговый вычет можно у работодателя или в налоговом органе, куда надлежит подать заявление и представить документы, подтверждающие право на вычет: свидетельство о рождении ребенка; справку об инвалидности, если ребенок имеет такой статус; для учащихся (студентов) справку из образовательной организации; свидетельство о регистрации брака родителей, для опекунов - постановление органа опеки и попечительства о назначении опеки (договор о приемной семье).
Одиноким родителям надлежит дополнительно представить свидетельство о смерти второго родителя или документ о признании его безвестно отсутствующим; для родителей, не находящихся в браке – паспорт.

 

О розничной торговле лекарствами дистанционным способом
Установлено, что розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми без рецепта на лекарственный препарат, дистанционным способом осуществляют аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и соответствующее разрешение Росздравнадзора.
Таким образом, речь идет о розничной торговле дистанционным способом безрецептурными лекарствами.
Заниматься ею вправе аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность и разрешение Росздравнадзора.
Препараты, отпускаемые по рецепту, как и прежде, продавать через интернет нельзя.
Также установлено, что лекарственные препараты для медицинского применения, отпускаемые без рецепта, исключены из перечня видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденного Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179.
В целях реализации Указа Правительству РФ необходимо будет утвердить порядок выдачи разрешения на розничную торговлю лекарственными препаратами, осуществляемую дистанционным способом, требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять такую торговлю, и порядок ее осуществления, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам.
Указ Президента РФ от 17.03.2010 № 187 вступил в силу в день его подписания.

 

Расширены требования к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры
Правительством РФ расширены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.
Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 12.02.2020 № 135.
Так, скорректированы прогнозируемые размеры ущерба для присвоения объекту (территории) категории опасности. В частности, нижняя граница размера такого ущерба для присвоения 2-й категории увеличена с 1 до 2 млн. рублей, для объектов 3-й категории - менее 2 млн.рублей (ранее - менее 1 млн. рублей).
Определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) должна обеспечиваться путем осуществления мероприятий в целях выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений".

 

О соблюдении прав граждан при расселении из аварийного жилья
Вопросы обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, находятся на постоянном контроле органов прокуратуры.
Указанная программа определила адресный перечень многоквартирных домов, которые будут расселены до 01.09.2025, ознакомление с программой возможно в сети «Интернет», в том числе, на официальном сайте интернет-портала правовой информации.
Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2019, вступившим в силу с 28.12.2019, в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) внесены изменения, связанные с реализацией органами власти полномочий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Так, в ч. 4 ст. 15 ЖК РФ получило закрепление положение о том, что все жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу или реконструкции, являются непригодными для проживания.
Согласно ч. 7 ст. 29 ЖК РФ положения закона в части самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме не распространяются на жилые помещения, расположенные в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме.
Подверглось изменению жилищное законодательство в части обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах. В силу новой редакции ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение также учитывается рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли гражданина в праве общей собственности на такое имущество.
На основании ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ органам государственной власти субъектов РФ предоставлены полномочиями по установлению для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями.
При этом указанные граждане на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не должны иметь в пользовании иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в их собственности либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Положениями ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ регламентированы права лиц, которые приобрели жилые помещения в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Указанным гражданам будет осуществляться выплата возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Кроме того, на указанную категорию граждан не будут распространяться положения, в силу которых им могут быть предоставлены другие жилые помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, а также положения, предусмотренные ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
Дополнены положения ст. 95 ЖК РФ, в силу которых граждане, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вправе получить для временного проживания жилые помещения маневренного фонда.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, чьё жилое помещение было изъято, в связи со сносом аварийного дома, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
При этом в силу ч. 1 ст. 106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

 

Внесены изменения в Положение о воинском учете
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 103 внесены изменения в Положение о воинском учете.
Постановлением уточнен порядок воинского учета граждан, в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления.
Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, при принятии на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) с работы (из образовательной организации), для постановки на воинский учет представляют заявление и сведения по утвержденной форме.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания.
Документ вступил в силу 18.02.2020.

 

Кто наделен статусом потерпевшего по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ?
Главой 24 КоАП РФ определен круг участников производства по делу об административном правонарушении, к которому относится в том числе потерпевший.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Общественные отношения, охраняемые государством, которым причиняется вред совершаемым деянием и с посягательством на которые связано наступление административной ответственности, выступают объектом правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Так, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано также потерпевшим.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 1, ч.ч. 1- 2.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 упомянутого Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
С учетом того, что объектом правоотношений в сфере исполнения требований прокурора являются общественные отношения, охраняемые государством, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры, административные правонарушения, выраженные в умышленном невыполнении требований прокурора, посягают на нарушение установленного законом порядка деятельности институтов государственной власти, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится интересам государства, а не физическим и юридическим лицам.
Так, в правоприменительной практике имеются случаи, когда в ходе проверки по обращению гражданина или юридического лица органами прокуратуры направляются требования или принимаются меры прокурорского реагирования, которые не умышленно не исполняются, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
При этом, лицо, обратившееся в органы прокуратуры, в данном случае статусом потерпевшего не наделено. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное по итогам рассмотрения дела упомянутого характера, подлежит прекращению.

 

Изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи»
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 01.03.2020 N 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 66 Федерального закона «О связи».
Так, федеральным законом устанавливаются обязанности операторов связи и редакций средств массовой информации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий обеспечивать по обращениям органов власти различных уровней соответственно передачу пользователям услугами связи и выпуск в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Закон вступил в силу с 02.03.2020.

 

Внесены изменения в законодательство об ответственности за использование нацистской символики
Федеральным законом от 01.03.2020 № 31-ФЗ внесены изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с внесенными изменениями административная ответственность не распространяется на случаи использования нацистской и экстремистской атрибутики или символики без цели их пропаганды или оправдания идеологии.
Действующая редакция части 1 статьи 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Таким образом, в настоящее время по формальным признакам любое публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, даже без целей пропаганды, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
В связи с чем, в статью 20.3 КоАП РФ внесено примечание, согласно которому положения указанной статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Федеральный закон вступил в законную силу 12 марта 2020 года.

 

О порядке направления и разрешения обращений в электронной форме
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) предусматривает право граждан обратиться в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу посредством направления обращения в форме электронного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Электронное обращение обязательно должно содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя; адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа.
Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен с соблюдением требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 59-ФЗ на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации обращения.