Печать
26.02.2021 11:32

Прокуратура района разъясняет

Об учете мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при усыновлении
В соответствии со ст. 132 Семейного кодекса Российской Федерации для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть проведено без получения согласия усыновленного ребенка.
В какой форме и в каком порядке должно быть получено такое согласие? На основании статьи 57 Семейного кодекса РФ ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы.
При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства, которое отражается в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка.

Социальный налоговый вычет на приобретение лекарств
В соответствии с положениями статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в размере стоимости лекарственных препаратов, назначенных ему лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.Возврат налога на доходы физических лиц предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения не была произведена за счет средств работодателей.
Также следует учесть, что вычет ограничен 13 % от суммы в размере 120 тысяч рублей. Таким образом, если налогоплательщиком за год на приобретение лекарств потрачено свыше указанной суммы, то вернут не больше 15 600 рублей.Кроме того, если ранее для получения вычета лекарство должно было входить в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201, то в настоящее время вернуть часть уплаченного НДФЛ можно при покупке любого лекарства, выписанного врачом.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ (ред. от 26.03.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и применяются в отношении доходов физических лиц с налогового периода 2019 года. Законом предусмотрено два способа получения социального налогового вычета.Первый заключается в обращении гражданина в налоговый орган по окончании года, в течение которого приобретались лекарства, с декларацией по форме 3 – НДФЛ с приложением подтверждающих документов.
Второй способ состоит в получении до конца года в налоговом органе уведомления, подтверждающего право на социальный налоговый вычет, с которым гражданину необходимо обратиться к своему работодателю, чтобы бухгалтерия не удерживала налог на доходы физических лиц из заработной платы работника до тех пор, пока гражданин не получит всю сумму налогового вычета. При этом в качестве документов, подтверждающих понесенные расходы, следует прилагать рецептурный бланк, а также платежные документы, к примеру, кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платежные поручения.

О запрете педагогической деятельности для лиц, имеющих судимость
Статьей 331 ТК РФ определены категории преступлений (в зависимости от правового объекта) за совершение которых вне зависимости от срока давности (снятии либо погашении судимости) лица не допускаются к педагогической деятельности, а также к деятельности в сфере работы с детьми (ст. 351.1 ТК РФ), за исключением прекращения в отношении них уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
К таким категориям преступлений отнесены преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
Вместе с тем, в отношении лиц, имеющих (имевших) судимости и (или) факт уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования за совершение указанных преступлений, в случае, если они относятся к преступлениям небольшой либо средней тяжести, ст.ст. 331 ТК РФ, 351.1 ТК РФ закреплено право на деятельность в сфере работы с детьми (детских организациях) при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к такой деятельности.
Кроме того, к педагогической и иной деятельности в сфере работы с несовершеннолетними не допускаются лица имеющие неснятую или непогашенную судимость (по правилам ст. 86 УК РФ) за иные умышленные преступления, не относящиеся к вышеперечисленным категориям.
Таким образом, сами по себе сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования в отношении лиц, реализующих трудовую деятельность в сфере детства, не являются определяющими для ограничения на занятие такой деятельностью и требуют оценки данной возможности в каждом конкретном случае с учетом установленных трудовым законодательством исключений.

О выплатах работнику при увольнении по собственному желанию
ри увольнении по собственному желанию работнику выплачиваются заработная плата за период работы перед увольнением, компенсация за неиспользованный отпуск и иные выплаты, предусмотренные трудовым или коллективным договором.
Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) предусмотрены следующие выплаты со стороны работодателя в пользу работника, которые необходимо произвести в последний рабочий день: - заработная плата за период работы перед увольнением, включая премии, надбавки и иные выплаты (ст. ст. 84.1, 140 ТК РФ); - денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму (ч. 2 ст. 140 ТК РФ). Трудовое законодательство не обязывает работодателя выплачивать работнику иные компенсации при увольнении по собственному желанию. При этом трудовой или коллективный договоры могут предусматривать иные выплаты при расторжении трудового договора с работником, в том числе в связи с увольнением по собственному желанию (ст. ст. 57, 178 ТК РФ). Если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, то работодатель вправе удержать задолженность за неотработанные дни отпуска (ч. 2 ст. 137 ТК РФ).
Работодатель удерживает такую задолженность независимо от согласия работника. При этом, если работодатель фактически не смог удержать задолженность за неотработанные дни отпуска из-за недостаточности сумм, причитающихся работнику при увольнении, взыскать эти суммы в судебном порядке он не сможет. Иные суммы, причитающиеся работодателю (неотработанный аванс, задолженности или неправильно исчисленные выплаты), работодатель может удержать, только если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (ч. 3 ст. 137 ТК РФ).

О порядке восстановления на работе
Несогласие работника с увольнением является индивидуальным трудовым спором. Согласно ст. 308 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде. При этом работнику не предоставлено право обжаловать законность увольнения в иные инстанции, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1094-О, от 29.05.2014 N 1033-О .
Статьей 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков (например нахождение на лечении), установленных частями первой, второй и третей указанной статьи, они могут быть восстановлены судом. Таким образом, вопросы о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе являются исключительной компетенцией суда.
С учетом изложенного, если гражданин полагает, что его незаконно уволили, то ему следует самостоятельно обратиться в суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Исковое заявление подается с соблюдением правил подсудности, определенных главой 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оформляется в соответствии с требованиями ст.ст. 131, 132 названного Кодекса. Согласно ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства такого гражданина, а не по месту нахождения работодателя (ответчика).

Гражданам, впервые оформляющим инвалидность, не нужно будет проходить дополнительные медицинские обследования
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2021 № 92 скорректирован Временный порядок признания лица инвалидом, который был утвержден в связи распространением новой коронавирусной инфекции.
Предусмотрено, в частности, что формирование направления на медико-социальную экспертизу гражданам, направляемым на медико-социальную экспертизу впервые, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом, и гражданам, направляемым на медико-социальную экспертизу для цели, предусмотренной подпунктом "к" пункта 24(1) данных Правил, при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев до дня формирования направления на медико-социальную экспертизу медицинских обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма, производится медицинской организацией без проведения иных медицинских обследований.
Решение об установлении инвалидности (категории "ребенок-инвалид") впервые и разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) принимается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном медицинской организацией.

Законодателем расширен перечень обстоятельств, исключающих производ-ство по делу об административном правонарушении
Федеральным законом от 24.02.2021 № 29-ФЗ (вступает с силу с 24.08.2021) внесены изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении»), которыми предусматривается, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении обязательных требований, которые содержатся в нормативных актах, подпадающих под механизм «регуляторной гильотины».
Вышеуказанные изменения направлены на реализацию части 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Так, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены нормативные акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовые акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), с 1 января 2021 года несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Вместе с тем, настоящее положение не применяется в отношении нормативных актов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, а также не распространяется на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства.

Об уголовной ответственности за хулиганство
В статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, уточняющие нормы уголовной ответственности за хулиганство.Федеральным законом № 543-ФЗ от 30.12.2020 внесены изменения в ст.213 УК РФ (хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу).Пункт «а» части 1 указанной статьи изложен в новой редакции - «с применением насилия к гражданам или угрозой его применения».
Таким образом, законодатель определил новый квалифицирующий признак названного преступного деяния.По части 1 наказание за хулиганство может быть назначено судом до 5 лет лишения свободы.Кроме того, усилена ответственность за совершение хулиганства с применением оружия.
Абзац первый части 2 также изложен в новой редакции:«То же деяние, совершённое с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка».
Ранее, квалифицирующий признак «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» содержался в пункте «а» части 1 ст.213 УК РФ.По второй части названной статьи человек, признанный судом виновным в совершении хулиганства, может быть лишен свободы на срок до 7 лет.

Ужесточена ответственность за оскорбление

Федеральным законом № 513-Ф3 от 30.12.2020 внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми ужесточена ответственность за оскорбление.Цель его принятия – обеспечить в сети Интернет соблюдение правил допустимого поведения, направленных на обеспечение общественного порядка и уважения к обществу и государственным институтам.
Согласно новым положениям закона, оскорблением будет считаться уничижение чести и достоинства, выраженное не только в неприличной форме, а также в иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности. Штраф за эти деяния увеличен для граждан до 3-5 тысяч рублей, для должностных лиц он составит 30-50 тысяч рублей, для юридических лиц – 100-200 тысяч рублей.
Кроме того, настоящим федеральным законом предусмотрено, что в сферу его влияния попали не только публичные выступления, выступления в средствах массовой информации, но и выступления, совершенные публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.Штраф за их совершение увеличен для граждан до 5-10тысяч рублей, для должностных лиц он составит 50-100 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-700 тысяч рублей.Стоит отметить, что в КоАП РФ появится новый состав административного правонарушения - оскорбление со стороны чиновника (новая часть 4 статьи 5.61 КоАП РФ). Наказанием за подобное нарушение станет штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификация до одного года.
Настоящим федеральным законом в КоАП РФ вернули статью о клевете (5.61.1 КоАП РФ). За это нарушение будут привлекать к административной ответственности только юридических лиц, им грозит административный штраф в размере от 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей.

Об административной ответственности за нарушения в области обработки персональных данных
Федеральным законом от 24.02.2021 № 19-ФЗ внесены изменения в ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми ужесточена ответственность за нарушения законодательства в области персональных данных.
В частности, за обработку персональных данных в случаях, не установленных законом, а также за обработку персональных данных, не совместимую с целями их сбора, максимальный штраф для граждан увеличен до 6 тыс. руб. (ранее составлял 3 тыс. руб.), для должностных лиц — 20 тыс. руб. (ранее — до 10 тыс. руб.), для фирм — 100 тыс. руб. (ранее — до 50 тыс. руб.).Также указанная статья дополнена ч. 1.1 содержащей новый состав, а именно повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Штрафные санкции за указанное правонарушение для граждан составят до 12 тыс. руб., для должностных лиц - до 50 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей - до 100 тыс. руб., на юридических лиц — до 300 тыс. руб.Аналогичным образом путем увеличения штрафов и введения повышенной ответственности за повторное нарушение изменены и дополнены и другие части ст. 13.11 КоАП РФ.Изменения вступают в силу с 27.03.2021.