Печать

Строгий регламент при совершении нотариальных действий


Согласно     изменениям,    внесенным   Федеральным   законом  от   03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  в статью 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, и вступающим в силу с 1 января 2018 года, порядок совершения нотариальных действий нотариусами регулируется, в том числе, Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Данный Регламент утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 28.08.2017 и приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156.

Регламент устанавливает способы фиксирования информации, необходимой для совершения нотариального действия, а именно: внесение информации в реестр регистрации нотариальных действий и/или реестр нотариальных  действий  единой   информационной   системы нотариата; внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено их формами; помещение в дело нотариуса документа или его копии;
помещение в дело нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе; составление протокола фиксирования информации.
Определены источники информации, необходимой для совершения нотариальных действий, к которым относятся: документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме, государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры; ЕИС, а также заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия.
Установлены объем информации и порядок ее фиксирования:
о физических лицах, их представителях, а также о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности; о представителях физических и юридических лиц, действующих на основании доверенности, договора, решения собрания; для удостоверения сделок, договоров;
при выдаче свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества; при совершении исполнительной надписи;
при удостоверении решения органа управления юридического лица;
для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека); для совершения морского протеста; для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса.
Следует знать, что нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.