Печать

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

 

altВ январе 2017 г. пенсионеры получат по 5 тыс. рублей


Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" установлено, что в январе 2017 г. пенсионеры получат единовременную выплату в размере 5 000 руб. Право на выплату будут иметь граждане, постоянно проживающие в России и являющиеся пенсионерами по состоянию на 31 декабря 2016 г. Речь идет также о военных пенсионерах и приравненных к ним гражданах.

Кроме того, закреплен механизм получения единовременной выплаты для тех пенсионеров, которые получают двойную пенсию. Так, если одна из пенсий гражданину выплачивается ПФР, единовременная денежная выплата осуществляется его территориальными органами.
Средства будут выплачены органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами соответствующего заявления. Порядок выплаты определит Минтруд России. Средства должны быть начислены независимо от получения пенсионерами других выплат или мер соцподдержки.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С этого времени признаются утратившими силу отдельные положения законодательства об индексации пенсий в 2016 г.


Контрольная закупка


Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- ФЗ № 277). Так, ФЗ № 277 дополнен статьей 16.1., позволяющей органам контроля (надзора) проводить в пределах своих полномочий такое мероприятие как «Контрольная закупка».
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 ФЗ № 277, проводится по согласованию с органами прокуратуры.
В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
Данные изменения вступят в силу с 1 января 2017 года.


Ответственность за незаконное получение материнского капитала


Материнский капитал предоставляется российским семьям, в которых, начиная с 2007 года, появился (родился или был усыновлен) второй и следующий за ним ребенок. Указанная выплата ежегодно индексируется.
Стоит напомнить, что средства из маткапитала могут быть направлены на: улучшение жилищных условий; образование детей; пенсионные накопления; на оплату услуг платных медицинских учреждений.
Вместе с тем, встречаются случаи незаконного получения материнского капитала. За незаконные действия предусмотрена уголовная ответственность.
Так, федеральным законом от 29.11.2012г. № 207-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации с 1 января 2013 года была введена статья 159.2, предусматривающая уголовную ответственность за мошенничество при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат.
При этом указывается не только особая сфера совершения мошеннических действий (социальное обеспечение), но и конкретизируется способ совершения таких действий по сравнению с общим составом: такие деяния совершаются путем предоставления ложных и (или) недостоверных сведений, а также путем умолчания о фактах, влекущих прекращение социальных выплат.
Отдельной категорией можно выделить хищение средств материнского (семейного) капитала. Сам факт незаконного получения государственного сертификата на материнский капитал не является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лишь при обращении в соответствующий орган Пенсионного фонда с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, используя незаконно полученный сертификат как средство обмана, можно говорить о покушении на хищение при получении субсидии. Оконченным данное преступление будет с момента перечисления денежных средств из бюджета Пенсионного фонда на счета владельца сертификата или кредитной организации.


Распоряжение общим имуществом многоквартирного дома


В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности также общее имущество в многоквартирном доме.
В случае приобретения гражданином в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, он становится и собственником доли в праве собственности на общее имущество в этом доме, которая пропорциональна размеру общей площади приобретенного жилого помещения.
К такому имуществу согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ относятся, в частности, лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, иные помещения, предназначенные для организации досуга жильцов, культурного развития, творчества, занятий физической культурой и спортом и т.п.
Вместе с тем, доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме не может служить самостоятельным предметом различного рода сделок или самостоятельно (отдельно от права собственности на жилое помещение) переходить от одного лица к другому.
Однако, нередки случаи отчуждения или иного способа выбытия (в том числе из пользования) из состава общего имущества в многоквартирном доме его элементов, в частности, подвалов, помещений мест общего пользования и других элементов.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться общим имуществом в многоквартирном доме.
Нормами ч. 4 ст. 37 ЖК РФ установлен запрет собственнику помещения в многоквартирном доме на выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также на отчуждение этой доли и совершение иных действий, влекущих за собой передачу доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
Из содержания ч. 1 ст. 38 ЖК РФ следует, что переход доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома возможен только при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме.
Аналогичные положения также закреплены в части 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, возникновение права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома неразрывно связано с возникновением права собственности на жилое помещение в этом доме. Доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует судьбе права собственности на расположенное в нем жилое помещение и не может существовать отдельно от него.
Пределы распоряжения собственниками указанным имуществом ограничены жилищным и гражданским законодательством РФ и распространяются только на случаи передачи общего имущества многоквартирного дома другим лицам во временное пользование и (или) владение, в том числе в целях получения дохода.
При этом, в силу требований ч.ч. 2 - 4 ст. 36, ст.ст. 44 и 46 ЖК РФ такое решение принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичный порядок принятия решения распространяется и на случаи, когда в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья либо создан жилищно-строительный кооператив.
Самовольное же распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме может повлечь снижение безопасности многоквартирного дома, привести к ненадлежащей эксплуатации важнейших конструктивных и технических элементов здания, исключить свободный доступ собственников жилья к помещениям, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Защита права собственности осуществляется в судебном порядке.


Сведения о присутствии в социальных сетях обязали сообщать представителю нанимателя


Федеральным законом от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которым, граждане, претендующие на замещение должности гражданской (муниципальной) службы, а также гражданские (муниципальные) служащие представляют представителю нанимателя сведения об адресах сайтов (страниц сайтов) в Интернете, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
При поступлении на службу сведения предоставляются за три календарных года, предшествующих году поступления на службу. Служащие предоставляют информацию ежегодно
Кроме того, указанным Федеральным законом представителю нанимателя предоставлено право включать в квалификационные требования для замещения должностей требования к специальности, направлению подготовки.
Предусмотрено, что федеральный орган по управлению госслужбой формирует справочник квалификационных требований по специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности.
Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационное требование для замещения должностей категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется к гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, и служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее образование до 29.08.1996. Также оно не применяется к служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления поправок в силу, в отношении замещаемых ими должностей.
Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1 от 19.04.1991 (с изм. и доп.) предусмотрен порядок содействия работодателей в обеспечении занятости населения. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.


С 1 января 2017 года вступает в силу запрет на производство и оптовую продажу алкоголя в пластиковой таре объемом более 1,5 литров


С 1 января 2017 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 23.06.2016 N 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно внесенным изменениям не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
За нарушение запрета предусмотрена административная ответственность ч.4 ст. 14.7. КоАП РФ. На юридические лица, которые производят, закупают, поставляют, хранят, перевозят алкоголь, с нарушением установленного объема может быть наложен штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.


Проверить соответствие трудового договора требованиям законодательства можно на порталах Роструда


Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Помимо обязательной письменной формы, в которой должен быть заключен трудовой договор, закон закрепляет еще ряд условий, обязательных для включения в указанный документ. Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обязательными для включения в трудовой договор закон определяет такие условия как место работы, трудовая функция, режим рабочего времени и времени отдыха, условия оплаты труда и ряд других.
Отсутствие в трудовом договоре вышеназванных условий не позволяет в полной мере обеспечить реализацию государственных гарантий в сфере труда, затрудняет восстановление нарушенного права работника.
Вместе с тем, при заключении трудового договора, работник, при отсутствии у него специальных познаний в сфере трудового права, не всегда может дать оценку соответствия предложенного ему работодателем проекта трудового договора требованиям закона. В связи с этим в помощь работнику на порталах Роструда «Работа в России» (https://trudvsem.ru) и «Онлайнинспекция.рф» (https://онлайнинспекция.рф/inspector) размещен сервис «Проверь трудовой договор», воспользовавшись которым возможно проверить трудовой договор либо его проект на соответствие требованиям закона.


Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности


Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской деятельности» разъяснил важные вопросы, возникающие при применении законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Верховный суд указал на особенности применения положений ст.76.1 УК РФ, предусматривающей основания освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.
Так, при освобождении от уголовной ответственности лиц по делам данной категории, следует иметь в виду, что лицо признается впервые совершившим преступление, если оно не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.
Под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, нужно понимать уплату в полном объеме до назначения судом первой инстанции судебного заседания недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ, с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.
Полное возмещение ущерба, произведенное после назначения судом первой инстанции судебного заседания, следует признавать обстоятельством, смягчающим наказание, при этом в качестве такового может быть признано и частичное возмещение причиненного преступлением ущерба.
Возмещение ущерба и (или) денежное возмещение могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, предусмотренных статьями 199 и 199.1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу.
Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет в будущем, не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.
С учетом того, что часть 3 статьи 28.1 УК РФ не содержит требования о возмещении ущерба до назначения судебного заседания, уголовное преследование в случаях, предусмотренных статьей 76.1 УК РФ, подлежит прекращению судом, если все предусмотренные данной нормой условия (возмещен ущерб и произведены денежные перечисления в федеральный бюджет) выполнены в полном объеме до удаления суда в совещательную комнату.
Если суд первой инстанции при наличии оснований, не прекратил уголовное дело и (или) уголовное преследование, то суд апелляционной инстанции отменяет обвинительный приговор и прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование.
Решение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по основаниям, предусмотренным статьей 76.1 УК РФ, может быть принято судом первой или апелляционной инстанции лишь при условии, что подсудимый (осужденный) против этого не возражает. По смыслу закона, при наличии у подсудимого таких возражений суд продолжает рассмотрение дела и постановляет оправдательный приговор либо обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.


Категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата


Как установлено пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя
Перечень категорий работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата содержится в статье 179 Трудового кодекса РФ.
Преимущественное право на оставление на работе в данной ситуации предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:
1) семейным - при наличии 2 или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Таким образом, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работодатель должен провести анализ наличия (отсутствия) у работников преимущественного права на оставление на работе.

В каких случаях жалоба гражданина может быть оставлена без рассмотрения или без ответа?


Перечень случаев, в которых обращения граждан могут быть оставлены без ответа или без рассмотрения, установлен статьей 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Так, ответ на обращение не дается в случае, если в нем не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
При этом если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, также может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. В таком случае гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Также указанной статьей предусмотрена возможность прекращения переписки в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу, и не приводятся новые доводы или обстоятельства. Решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу принимается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным либо уполномоченным на то лицом. При этом должно быть соблюдено условие, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О принятом решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.