Печать

Прокуратура Юрьянского района разъясняет..

Прокуратура Юрьянского района разъясняет законодательство РФ по целому ряду вопросов:
1. О налоговых льготах пенсионерам в связи с реформой
2. Обновлена процедура регистрации предельных отпускных цен на медикаменты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
3. С мая 2019 года мессенджеры будут проверять абонентские номера своих пользователей
4. Внесены изменения в законодательство о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров автобусами
5. О размере налогового вычета для разведенных супругов

6. Президиумом Верховного Суда РФ утвержден обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг
7. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ
8. Устанавливающие счетчики и приборы организации будут нести ответственность за их работу
9. С 2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
10. О накоплении ТБО
11. Об изменениях в части компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт
12. Новое в законодательстве о ГИС ЖКХ
13. Возможность восстановления родительских прав
14. Оставлять ребенка младше 7 лет одного в машине на время её стоянки запрещено!
15. Приняты дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот
16. Отсрочка от призыва на военную службу гражданам, воспитывающим детей
17. Ответственность несовершеннолетних
18. Об ответственности за вовлечение подростков в совершение преступления

 

1. О налоговых льготах пенсионерам в связи с реформой
Президент РФ подписал Федеральный закон от 30 октября 2018 г. № 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающий льготы для физических лиц, которые соответствуют условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Данный документ был внесен Президентом РФ Владимиром Путиным в сентябре для сохранения налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физлиц.
Льготы будут распространяться на граждан, которые соответствуют условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года. А именно, указанная категория лиц получит право на применение налогового вычета по земельному налогу. При определении налоговой базы они смогут уменьшить налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м участка (п. 5 ст. 391 Налогового кодекса).
Кроме того, льгота по налогу на имущество физлиц будет предоставляться в виде освобождения от его уплаты в полном размере в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика (ст. 407 НК РФ). Например, в отношении квартиры, жилого дома.
Закон вступит в силу 1 января 2019 года.

2. Обновлена процедура регистрации предельных отпускных цен на медикаменты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 08.10.2018 № 1207 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 и от 15 сентября 2015 г. N 979» установлено:
 цены на воспроизведенные лекарственные препараты (дженерики) не могут быть выше зарегистрированных цен на оригинальные лекарственные препараты;
- для производителей, указанных в регистрационном удостоверении на оригинальный лекарственный препарат, и для производителей государств ЕАЭС на воспроизведенный лекарственный препарат устанавливается единая предельная отпускная цена для каждой лекарственной формы, дозировки и общего количества в потребительской упаковке без учета формы выпуска;
- устанавливается, что зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат может быть перерегистрирована в целях увеличения цены не чаще одного раза в календарном году, при этом для перерегистрации цены в целях ее снижения такие ограничения отменены;
- вводится предел рентабельности (30%) для целей установления цены при перерегистрации цен на лекарственные препараты производителей государств ЕАЭС.

3. С мая 2019 года мессенджеры будут проверять абонентские номера своих пользователей
С 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями возложена обязанность по проведению идентификации интернет-пользователей в порядке, определенном Правительством РФ. В частности, речь идет о проверке "привязки" учетных записей пользователей к их абонентским номерам.
27 октября 2018 года принято постановление Правительства РФ № 1279 "Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями", регламентирующее эту процедуру.
Так, для подтверждения абонентского номера пользователю будет предложено совершить действия с использованием этого номера, позволяющие достоверно установить, что он использует сообщенный абонентский номер при регистрации в мессенджере. Мессенджер будет запрашивать у оператора связи сведения о наличии или отсутствии в базах данных об абонентах информации об определенном пользователе. На предоставление указанных сведений у оператора связи будет 20 минут с момента получения запроса. Причем, если в указанный срок мессенджер не получит положительного ответа, то идентификация будет считаться непройденной.
Если абонент сменит оператора, или изменятся сведения о нем, то соответствующая информация будет направляться мессенджеру в течение суток, после чего он будет проводить повторную идентификацию в течение 20 минут с момента получения соответствующего уведомления.
Постановление Правительства РФ от 27.10.2018 №1279 вступает в силу с 6 мая 2019 года.

4. Внесены изменения в законодательство о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров автобусами
Федеральным законом от 30 октября 2018 г. №386-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно принятым нововведениям, если сведений об автобусе нет в реестре лицензий, перевозчик не вправе им пользоваться.
Ранее лицензия требовалась для пассажирских перевозок на автотранспорте, который рассчитан минимум на 9 человек, в качестве исключения предусматривались лишь перевозки по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Теперь будут лицензировать перевозки пассажиров и иных лиц автобусами. Это не касается автобусов пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции, ФСБ, ФСО, ВС РФ, войск национальной гвардии, следственных органов СК РФ. Кроме того, лицензия не потребуется для автобусных перевозок вне автодорог общего пользования.
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями отменены плановые проверки лицензируемой деятельности в рамках государственного надзора в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Также в плановом режиме не будут проверять юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства.
Запрещено заниматься перевозками с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий.

 5. О размере налогового вычета для разведенных супругов
Налогоплательщик, находящийся в разводе, не имеет права на получение удвоенного стандартного налогового вычета. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 октября 2018 г. № 03-04-05/78050.
Нахождение родителей в разводе не означает, что у ребенка нет второго родителя, а первый родитель считается единственным. Определение "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим.
Следовательно, основания для получения стандартного налогового вычета на основании абз. 12 подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса отсутствуют, если второго родителя нет по причине развода. Указанный налоговый вычет может предоставляться в двойном размере не только единственному родителю (приемному родителю), но еще и усыновителю, опекуну, попечителю. При этом предоставление вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления в брак.
По общему правилу НК РФ предусматривается вычет на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Его могут получать как сами родители, так и супруга (супруг) родителя, усыновитель, на обеспечении которых находится ребенок. При этом размер вычета за каждый месяц календарного года составляет, например, 1,4 тыс. руб. на первого и второго ребенка, 3 тыс. руб. на третьего и последующего ребенка (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).


6. Президиумом Верховного Суда РФ утвержден обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг
Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г. утвержден обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей.
В частности, Верховный Суд РФ подчеркнул, что на планшетные компьютеры не распространяется право потребителя в течение 14 дней обменять товар, который не подошел по форме, габаритам, фасону, размеру или комплектации.
Потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи автомобиля и потребовать назад деньги, если в течение 15 дней после его получения обнаружились производственные дефекты. При этом неважно, устранимы они или нет. Если гражданин возвращает некачественный автомобиль, на который по его заказу установили дополнительное оборудование, то его стоимость включается в расчет неустойки за просрочку выполнения требований потребителя и штрафа за неудовлетворение его требований.
Если управляющая компания не убрала с крыши снег и он упал на автомобиль жильца, она должна возместить ему ущерб, а также компенсировать моральный вред.
Туроператор отвечает за оказание некачественных услуг, если он не предоставил туристу необходимую информацию по оформлению документов и из-за этого гражданин не получил визу.
Банк вправе при выявлении сомнительной операции ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, вызвавших подозрения в совершении мошеннических действий с картой, либо обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства Российской Федерации, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

7. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Федеральным законом от 30 октября 2018 года №376-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Изменения приняты в целях реализации постановления Конституционного Суда от 20 июля 2016 года № 17-П, обязывающего законодателя внести в Уголовно-процессуальный кодекс изменения, касающиеся участия обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, в судебном разбира-тельстве по основному делу в целях дачи показаний в отношении лиц, обвиняемых в том же преступлении в соучастии с ним.
Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен статьёй 561, в соответствии с которой лицом, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, является участник уголовного судопроизводства, привлекаемый к участию в процессуальных действиях по уголовному делу в отноше-нии соучастников преступления.
Данное лицо наделяется правами свидетеля. Однако, оно не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя или в суд (в случае уклонения от явки без уважительных причин такое лицо может быть подвергнуто приводу); разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в отношении соучастни-ков преступления, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса (за разглашение данных предварительного расследования такое лицо несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Статья 2811 УПК РФ устанавливает порядок допроса лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, и оглашения его показаний в ходе судебного разбирательства.
Корреспондирующие изменения вносятся также в статьи 113, 164, 264, 287, 288 и 38913 Уголовно-процессуального кодекса.

8. Устанавливающие счетчики и приборы организации будут нести ответственность за их работу
Правительство РФ расширило перечень случаев, когда могут заключаться контракты жизненного цикла при закупках систем учета энергоресурсов и коммунальных услуг в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. ? 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". С 9 ноября, когда соответствующее постановление вступило в силу, это возможно и при выполнении работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов.
Речь идет в том числе о работах по установке приборов учета, устройств сбора и передачи данных, а также программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета.
Указанные нормы содержатся в принятом постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2018 ? 1281 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. ? 1087".
Это нововведение означает, что организации, которые устанавливают приборы в домах, в частности, водо-, тепло- и электросчетчики, будут сами нести ответственность за их работу. То есть проверять точность показаний, контролировать системы учета в течение всего технологического и жизненного цикла, отслеживать гарантийные сроки и устранять неполадки. А с потребителей эту обязанность снимут. Такое пояснение к принятому постановлению было опубликовано на официальном сайте Минстроя России.
Правительство РФ в свою очередь указало, что по состоянию на середину текущего года оснащенность приборами учета варьируется от 20% до 80%. Показатель зависит от вида энергоресурсов и конкретного региона. Уточняется, что применение механизма контрактов жизненного цикла расширяет инструменты финансирования в этой сфере и позволяет создавать автоматизированные системы учета.

9. С 2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Атмосферный воздух является важнейшим компонентом окружающей среды, качество и состав которого влияет на благоприятную окружающую среду граждан.
До 01.01.2019 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников допускается на основании специального разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Внесёнными изменениями в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которые начнут действовать с 01.01.2019, установлены требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I-IV категории и основание для этого.
Так, выбросы вредных веществ в атмосферу на объектах I категории, могут осуществляться только на основании комплексного экологического разрешения. Для осуществления выбросов с объектов II категории эксплуатирующие организации должны иметь декларации о воздействии на окружающую среду. Вместе с тем, на объектах III категории выбросы в воздух могут осуществляться без получения комплексного экологического разрешения и заполнения декларации о воздействии на окружающую среду. Субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в государственный орган в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Также с 2019 г. для владельцев объектов негативного воздействия на окружающую среду I категории вводится обязанность оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ, концентрации этих веществ в таких выбросах. Кроме того, владельцы таких источников должны будут оборудовать их техническими средствами передачи информации о количестве и концентрации таких выбросов в атмосферный воздух, стационарных источниках и др.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная (ст. 251 УК РФ) и административная (ст. 8.21 КоАП РФ) ответственность за нарушение правил в области охраны атмосферного воздуха.

10. О накоплении ТБО
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» установлен порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест накопления и требования к его содержанию.
Места накопления твёрдых коммунальных отходов по общему правилу создаются органами местного самоуправления и должны соответствовать требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В случае если обязанность по созданию таких мест накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах, то такие лица должны согласовать их создание с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом и размещается на официальном сайте органа местного самоуправления, а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Реестр включает в себя следующие разделы:
- данные о нахождении мест накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Правила вступают в силу с 1 января 2019 года.

11. Об изменениях в части компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт
Федеральным законом от 29.07.2018 №226-ФЗ в статью 169 Жилищного кодекса РФ внесены изменения.
Так, согласно положениям ст. 169 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Начиная с 1 января 2019 года законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.
Закон вступает в силу с 01.01.2019.

С 01 октября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 319-ФЗ, в соответствии с которым в пункт 1 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации, в статьи 26 и 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» внесены изменения.
Согласно принятым поправкам гражданам предоставляется возможность самостоятельно выбирать дату и время государственной регистрации брака, но не ранее месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления о заключении брака, в том числе дистанционно, без необходимости личной явки в органы записи актов гражданского состояния, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.


12. Новое в законодательстве о ГИС ЖКХ
Статьей 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ («О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон ? 209-ФЗ) определены виды информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
С 1 октября 2018 года перечень информации, определенной в указанной статье Федерального закона № 209-ФЗ, расширился.
Так, согласно Федеральному закону № 209-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России ? 550, Минстроя России № 1434/пр от 16.10.2017 «О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» теперь помимо информации, которая размещалась в ГИС ЖКХ до 1 октября 2018 года, с наступлением 4 квартала 2018 года в ГИС ЖКХ должна быть размещена также следующая информация:
- информация о документе, удостоверяющем личность физического лица, которому предоставлена субсидия на оплату ЖКХ;
- акты проверки готовности к отопительному сезону (периоду);
- региональная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами и др.
За нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность по ст. 13.9.1, 13.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).


13. Возможность восстановления родительских прав
На основании статьи 72 Семейного кодекса Российской Федерации, чтобы восстановиться в родительских правах необходимо изменение поведения родителей, которые лишены родительских прав, а также образа жизни и отношения к воспитанию ребенка.
Родителям, желающим восстановить родительские права, необходимо доказать наличие стабильного материального положения, что будет свидетельствовать о том, что родитель в состоянии самостоятельно создать для ребенка должный уровень развития и имеет материальную возможность воспитывать и содержать своего ребенка.
В случае наличия задолженности по алиментам, необходимо предпринимать меры по их погашению. Также необходимо обеспечить надлежащие жилищно-бытовые условия для дальнейшего проживания ребенка, продукты питания, одежду по сезону, игрушки по возрасту.
Таким образом, в случае если собраны все необходимые доказательства, которые будут подтверждать факт того, что основания послужившие поводом для лишения в родительских правах отпали, родитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении в родительских правах.


14. Оставлять ребенка младше 7 лет одного в машине на время её стоянки запрещено!
С 12.07.2017 в Правила дорожного движения были внесены изменения, введен запрет оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
Стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Частью 1 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение таких правила стоянки транспортного средства.
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

 
15. Приняты дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот
Федеральным законом РФ от 29.07.2018 № 267-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступающие в силу 01.01.2019.
Введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.
Федеральным законом, в частности, предусмотрено:
законным представителям детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список нуждающихся в жилом помещении;
на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в указанный список;
установлено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет;
Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению порядка формирования списка детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении;
органам исполнительной власти субъектов РФ в области опеки и попечительства предоставлено право принимать решение о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения по истечении первого 5-летнего срока неоднократно;
законным представителям несовершеннолетних, органу опеки и попечительства и прокурору предоставлено право предъявления в суд требования о принудительном обмене жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетними и родителями, лишенными в отношении них родительских прав, иными лицами, совместно проживающими с несовершеннолетними;
установлено, что в случае, если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, они по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ;
вводится возможность при расторжении с детьми-сиротами договора найма специализированного жилого помещения в связи с нарушением нанимателями условий договора выселения указанных с предоставлением им в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие;
вводится возможность приобретать жилые помещения для детей-сирот у физических лиц, являющихся собственниками этих помещений, путем проведения запроса предложений.


16. Отсрочка от призыва на военную службу гражданам, воспитывающим детей
Статьей 24 Федерального закона РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определены категории военнообязанных граждан, которым по решению призывной комиссии предоставляется право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с воспитанием детей.
Для получения отсрочки гражданину, подлежащему призыву на военную службу, необходимо предоставить подлинники документов, исчерпывающий перечень которых установлен Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400.
В случае если гражданин является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, ему следует представить собственное свидетельство о рождении, свидетельство о рождении брата или сестры, не достигших возраста 18 лет, документ, устанавливающий опеку (решение органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем этого ребёнка), и справку о составе семьи. Меры по истребованию документов, которые подтверждают отсутствие других лиц, обязанных содержать ребёнка, принимает военный комиссариат.
При наличия указанных лиц, независимо от места их проживания, право на отсрочку у опекуна (попечителя) не возникает. В случае прекращения опеки (попечительства), освобождения или отстранения гражданина от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) право на отсрочку от призыва не сохраняется.
Подлежащий призыву гражданин, который имеет ребёнка и воспитывает его без матери ребёнка, представляет в военный комиссариат справку о составе семьи; свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о расторжении брака с матерью ребёнка с выпиской из решения суда, определяющего проживание после развода несовершеннолетнего ребёнка с отцом, либо свидетельство о смерти матери ребёнка, либо решение суда о лишении матери родительских прав в отношении ребёнка.
Гражданин, который имеет двух и более детей, для подтверждения наличия данного основания получения отсрочки от призыва на военную службу представляет справку о составе семьи и свидетельства о рождении детей.
При этом усыновлённые (удочерённые) дети имеют статус родных детей, однако гражданин не признаётся имеющим детей, в отношении которых он лишён родительских прав или усыновление (удочерение) которых отменено вступившим в законную силу решением суда.
В случае если подлежащий призыву гражданин имеет ребёнка-инвалида в возрасте до трёх лет, в подтверждение своего права на отсрочку он представляет в военный комиссариат справку о составе семьи, свидетельство о рождении ребёнка и справку федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребёнка.
Гражданин, который имеет ребёнка и жену (срок беременности которой составляет не менее 26 недель), получает право на отсрочку от призыва, представив в военный комиссариат свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о браке и заключение медицинского учреждения по месту жительства жены о сроках её беременности, подписанное главным и лечащим врачами и заверенное печатью этого учреждения, с указанием даты выдачи этого заключения. Если брак не был зарегистрирован в установленном законом порядке, а также в случае расторжения брака отсрочка от призыва на военную службу не предоставляется.
Лица, которые получили отсрочку от призыва на военную службу в связи с воспитанием детей, ежегодно в сентябре - октябре обязаны представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.
Наличие оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки не освобождает гражданина, подлежащего призыву на военную службу, от обязанности получать повестки военного комиссариата, являться в указанные в них время и место на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.
Неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, либо на медицинское обследование по направлению призывной комиссии является основанием для привлечения граждан к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учёту и уклонение от медицинского обследования, предусмотренной статьями 21.5, 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


17. Ответственность несовершеннолетних

Ребенком в соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). С момента рождения дети обладают правом жить и воспитываться в семье, приобретают право на имя, фамилию и гражданство, то есть они приобретают возможность реализации прав, предусмотренных законом.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их называется дееспособностью. Дееспособность несовершеннолетних определяется в соответствии с требованиями статей 26, 28 Гражданского кодекса РФ с учетом возраста ребенка.
Несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет (малолетние) с письменного согласия законных представителей могут заключать мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.
В возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дети вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать иные мелкие бытовые сделки.
Одновременно с предоставленными правами по достижении возраста, определенного законом, на детей возлагается ответственность за совершенные поступки.
По общему правилу гражданское право исходит из презумпции вины причинителя вреда и противоправности его действий. В силу положений статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Размер возмещения может быть уменьшен в зависимости от имущественного положения и степени вины причинителя вреда.
Ответственность за вред, причиненный малолетними, в соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса РФ несут их родители или иные законные представители.
Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, по правилам ст. 1074 Гражданского кодекса РФ подлежит возмещению самим несовершеннолетним. Если же несовершеннолетний, на которого возложена обязанность по возмещению вреда, не имеет заработка или имущества, достаточного для возмещения вреда, данная обязанность полностью или частично возлагается на его родителей или иных законных представителей, если они не докажут отсутствие своей вины.
При совершении подростками виновных противоправных действий, запрещенных уголовным законом или административным законодательством, для них наступает ответственность, предусматривающая не только возмещение материального вреда, но и влекущая назначение наказания.
Административной ответственности согласно статье 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За наиболее тяжкие преступления (убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство и т.д.) уголовная ответственность для несовершеннолетних наступает, если ко времени совершения преступления им исполнилось четырнадцать лет.
Уголовная ответственность в отличие от административной влечет наложение на виновных лиц более строго наказания, в том числе связанного с лишением свободы, и наступление иных негативных уголовно-правовых последствий.


18. Об ответственности за вовлечение подростков в совершение преступления
Статьей 150 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Вовлечением несовершеннолетнего в преступление признаются действия лица, достигшего совершеннолетия, то есть 18 лет, которые направлены на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления и побуждающие его принять участие в совершении преступлений.
Частью 1 статьи 150 УК РФ установлено, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления может осуществляться путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.
Совершение такой категории преступного деяния влечет назначение наказания до пяти лет лишения свободы.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вышеперечисленные деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Кроме того, в случаях когда вышеуказанные деяния связаны с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.